МЕТОДИЧНИЙ КВЕСТ

Пояснительная записка
Методическая разработка может быть использована в методической и культурно-досуговой деятельности внешкольного учреждения. Она ориентирована на молодых специалистов.
Сегодня, главной функцией образования является развитие творческой, самостоятельной личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующие новизной. Поэтому руководителям детских коллективов нужно быть самим подготовленными ко всем реалиям и современной ситуации в педагогике, и в совершенстве владеть методами и приёмами педагогического мастерства.
Продолжительность игры: 1,5 часа.
Целевая группа: молодые педагоги
Формат игры:
В общепринятом значении квест (от англ. quest – поиск) – это приключенческая командная игра. Идея игры - команды, перемещаясь с помощью карты в реальном или виртуальном пространстве, выполняют различные задания, преимущественно поискового характера. Одна из самых эффективных методик командообразования.
Квест – это интерактивная игра, состоящая из разнообразных элементов, что позволяет адаптировать ее к различным условиям. Она может проводиться на улицах города, в музее, и за городом. Квесты - это игры в которых уделяется большое внимание именно разгадыванию загадок и они похожи на ролевые логические игры.
Правила игры достаточно просты: разгадывая головоломки, выполняя задания, пройти различные станции в самый короткий промежуток времени. Победа достается той команде, которая справится с заданием быстрее всех.
Ограниченные временные рамки делают игру «квест» особенно динамичной, живой и захватывающей. В результате игроки получат целый спектр положительных эмоций и неоценимый опыт командной работы.
В процессе игры участники преодолевают сложные и нестандартные ситуации, развивают взаимопонимание, учатся принимать обдуманные решения в короткие сроки, распределять зоны ответственности.
Взаимопомощь, умение координировать действия, мобилизация сил в ответственный момент — это необходимые условия для победы в игре. В реальной ситуации эти наработанные игровым путем навыки могут сыграть большую роль для достижения профессиональных целей в будущем.
Схема проведения игры
Перед началом участников разбивают на команды (количество команд зависит от кол-ва станций), им выдают карту путешествия, на которой зашифрованы различные места в учреждении. Каждая команда стартует с разной станции. Задача команды состоит в том, чтобы правильно определить место, добраться туда и найти ключ, который получает только если выполняет то или иное задание.
Ход проведения

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать молодых педагогов Центра детско-юношеского творчества, которые пришли поучаствовать в методическом квесте!
Сейчас мне на ум пришли строки из детской песни «Из чего же из чего же сделаны наши…руководители кружков?»
Современные психологи считают, что хорошего педагога определяют:
·       Характер: то, какие черты присущи ему;
·       Профессионализм: знание своего предмета, педагогических и психологических приёмов;
·       Поведение: то, как он действует в настоящем;
·       Уверенность: насколько он верит в себя и в то, что делает.
Поэтому сегодня на нашей программе присутствуют те, кто хочет стать настоящими педагогами. И мы с огромным удовольствием представляем наши команды.
Каждый конкурс нашей программы будет посвящен качествам, знаниям и умениям, которыми должен обладать педагог-внешкольник.

1.              Станция «Дидактика»
За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
Вопросы:
Из чего вытекают принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения?
Воспитания
Обучения
Педагогических принципов
Общей методологии педагогического процесса

2.Какое действие, доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения?
Навык
Умение
Настроение
Воспитание

3. Какой метод обучения представляет собой монологическое изложение системы идей в определенной области? 
Семинар
Дискуссия
Лекция
Комбинированное занятие

4. Испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования  - это
Контрольная работа
Екзамен
Апробация
Внешнее независимое тестирование

5. Какое понятие включает в себя выработку и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений?

Исследование
Педагогическое творчество
Технология обучения
Педагогическая инициатива

5. Разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения - это
Задачи обучения
Средства обучения
Формы обучения
Методы обучения

6. Что признается в качестве ведущей ценности гуманистического воспитания?
Образовательные стандарты
Личность ребенка
Педагог
Знания

7. Что является важнейшим критерием эффективности преподавания?
Организация внеклассных мероприятий
Хорошие отношения с учениками
Достижение учебных целей
Планирование учебной деятельности

8. Способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов  это
Общая подготовка педагога
Педагогические навыки
Педагогическая культура
Педагогические возможности

9.Что такое педагогическая инновация?
идея, которая является новой для конкретного лица;
 результат творческого поиска, оригинальных, нестандартных решений;
 процесс создания и распространения нововведений для решения педагогических проблем
Педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей

2.    Станция «Культура речи»
Следующий наш конкурс посвящен культуре .Наша речь-это ежедневная предъявляемая нами визитная карточка. Руководителю кружка необходимо заботиться о том, тобы его речь создвавла благоприятное впечатление. Из приведеннях вариантов выберете тот, который, по - вашому мнению, соответствует нормам правильной литературной речи. Как правильно сказать?:


а) икОнопись
б) Иконопись

а) каталОг
б) катАлог

а) обеспЕчение
б) обеспечЕние

а) вероисповедАние
б) вероисповЕдание

а) зАвидно
б) завИдно

а) освЕдомить
б) осведомИть

а) срЕдства
б) средствА

а) стОляр
б) столЯр

а) облЕгчить 
б) облегчИть

а) нефтепровОд
б) нефтепрОвод

а) партЕр
б) пАртер

а) укрАинский
б) украИнский

а) кУхонный
б) кухОнный

а) ходАтайствовать
б) ходатАйствовать

а) завсегдАтай
  б) завсЕгдатай

3.    Станция «Управление проектами»
Задание для команд следующее: вам необходимо разложить в правильной последовательности этапы написания проекта

1.     Презентация организации
2.     Формулирование проблемы
3.     Определение цели.
4.     Задачи проекта
5.     Рабочий план.
6.     Методы выполнения проекта
7.     Оценка выполнения проекта
8.     Бюджет проекта
9.     Дополнительные данные

4.    Станция «Аргументация»
Придумать всей командой 3 аргумента на тему (тему вытягивают)
1.              Технический прогресс ведет к гибели цивилизации.
2.              Жалость унижает.
3.              Людям нужны сказки.
4.              Жизнь - это игра.
5.              Человек - царь природы.
6.              Зима лучше, чем лето.
7.              Зоопарки нужно запретить.
8.              Девочки умнее мальчиков
9.              Мы живем лучше, чем наши дедушки и бабушки.
10.          Клиент всегда прав

5. Станция «Актерское мастерство»
Каждый член команды получает одно  задание:
1.       Покажите, как домохозяйка ловит надоедливую муху.
2.       Попробуйте прочесть стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол» так, словно вам придавило ногу.
3.       Изобразите походку человека, которому очень жмут ботинки.
4.       Изобразите человека, к которому за пазуху залетела пчела.
5.       Изобразите человека, который объелся.
6.       Изобразите штангиста, который не успел отпрыгнуть от штанги.
7.       Прочитайте стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет», как будто рыдая.
8.       Покажите, как клоун мог бы спародировать канатоходцев.
9.       Изобразите вратаря, который поймал шайбу зубами.
10. Изобразите парашютиста, который забыл, за что нужно дергать.
11. Изобразите горнолыжника, убегающего от снежной лавины.
12. Покажите, как танцевала Золушка в тот момент, когда она вытирала пыль.
13. Попробуйте, как настоящие артисты кино, изобразить сцену падения, как будто вас изрешетили пулями.
14. Спойте песню «В траве сидел кузнечик» так, как будто вы сильно замерзли.
15. Попробуйте изобразить больного на приеме у зубного врача.
16. Изобразите с помощью мимики и пластики, как выглядит дерево при штормовом ветре.
17. Изобразите человека, который только что пнул ногой кирпич.

6. Станция «Пойми меня».
Следующий наш конкурс называется «Пойми меня»: представитель каждой команды выбирает пословицу или поговорку и через 1 минуту с помощью мимики и жестов (без слов) должен  будет ее донести до остальных членов своей команды. Задача  последних – отгадать пословицу.

Примерные пословицы:
Ø              Яблоко от яблони недалеко падает.
Ø              Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Ø              Много будешь знать, скоро состаришься.
Ø              Горбатого  могила исправит.
Ø              За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ø              Без труда не вынешь рыбку из пруда.

7. Станция "Самый умный"
( за 3 мин как можно больше ответов: 1 ответ - 1 бал)

Примерные вопросы:
1.              В Голландии, Норвегии, Швеции -  1 августа; в Индии – 1 апреля; в Австралии – 1 января.  А когда на Украине? (1 СЕНТЯБРЯ – НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА)
2.              Один из социологических опросов, проведенных в США, дал неожиданные результаты: 85% опрошенных матерей были категорически против того,  чтобы их сын занимался политикой. Но на следующий вопрос 95% ответили: «Конечно, да!». Воспроизведите этот вопрос. (ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ СЫН СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ США?)
3.              Автор назвал этот известный роман последними словами детской песенки «И никого не стало». Как называется этот роман в русском переводе?  («10 НЕГРИТЯТ»)
4.              Во время обмывания деловой покупки она была похищена маньяком-убийцей и освобождена вампиром небольшого роста. Назовите  ее. (МУХА-ЦОКОТУХА)
5.              Утратив его в водной стихии,  известная нам особа зарыдала.  А какой аргумент был приведен для того, чтобы она успокоилась? (НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ)
6.              К  одному литературному произведению была написана такая аннотация: «Некая девицу, послушавшись речей коварного незнакомца, разделила с ним постель, что для нее, а в итоге  для него плохо закончилось». Назовите эту девицу. (КРАСНАЯ ШАПОЧКА)
7.              От этой бесконечной истории до нас дошли только сведения о могильной надписи, свидетельствующей о жестокости служителей культа.  Воспроизведите хотя бы одну строчку из этой надписи. (У ПОПА БЫЛА СОБАКА …)
8.    Какую команду подаст хозяин собаке, желая, чтобы она залаяла? /ГОЛОС
9.    Эти бессмертные строки поэт посвятил другу Авоське: "У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка". Кто этот поэт? /НЕЗНАЙКА
10.                    Эта безделица программиста Пажитнова завоевала сердца не только детей, но и взрослых. /"ТЕТРИС"
11.                    Каково народное название календулы? /НОГОТКИ.
12.                    По мнению Жан Жака Руссо, для счастья нужны три вещи: "Хороший банковский счет, хороший повар, ..." А третье условие назовите вы./ХОРОШИЙ ЖЕЛУДОК И ЗДОРОВЬЕ.
13.                    На выбранном для строительства плотины месте, инженеры из Висконсина обнаружили остатки плотины, построенной в 870 году до нашей эры. Кому понадобилась плотина в столь давние времена? /БОБРАМ
14.                    Что такое "босая" лошадь? /НЕПОДКОВАННАЯ.
15.                    Кто по мнению британских зоологов может безошибочно определить ежиху?/ ЕЖ
16.                    Древнее понятие. Незаинтересованный человек, находящийся на государственной службе, который решает сложные конфликтные ситуации двух враждующих сторон. /ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ
17.                    Древнее трактование земного основания, когда считалось, что Земля – это плоская полусфера. /ТРИ КИТА ИЛИ ТРИ СЛОНА
18.                    Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина? / МУ-МУ.
19.                    Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева?  Ног, подошв /сАНДАЛИИ  
20.                    Закончите фразу известного философа Абуль-Фараджа:  мы браним себя только для того, чтобы...  /НАС ПОХВАЛИЛИ
21.                    Русская загадка: Свернешь - клин,  Развернешь - блин. /ЗОНТ
22.                    Назовите профессию, которой занимались в начале века преимущественно девушки. В их обязанности входило запоминать около 500 имен и фамилий/ ТЕЛЕФОНИСТКИ
23.                    В какой стране Новый год встречают не в полночь, а с восходом солнца? /ЯПОНИЯ
24.                    В российском фольклоре ее считали начальницей над ведьмами и помощницей сатаны/БАБА-ЯГА
25.                    По средневековой легенде - призрачный корабль, обреченный никогда не приставать к берегу ? /"ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ "
26.                    В мифологии об этой птице говорится, что она сжигала  себя и возрождалась из пепла молодой и обновленной. Это символ вечного возрождения. Что это за птица? /"ПТИЦА ФЕНИКС"
27.                    В греческой мифологии полуптицы-полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. /Сирены
28.                    Как называется деревянная трость с натянутым пучком конских волос, служащая для извлечения звуков на струнных музыкальных инструментах?/ СМЫЧОК
29.                    Обособленный подвижный задний отдел тела животных?/ Хвост
30.                    Бусы, нанизанные на шнурок и применяемые для отсчета молитв/ЧЕТКИ


8. Станция  «Лидер и иго команда»
Задание: изобразить производственную гимнастику для следующих профессий. Музыка, вся команда повторяет:
·     юнга на палубе;
·     дворник;
·     дрессировщик тигров;
·     учитель физкультуры;
·     кузнец;
·     балерина большого театра
·     руководитель кружка

9.    Станция «Верю- не верю»
(работа в команде, нужно пояснить почему)
Верите ли вы что...
1) ...школа по-гречески значит «досуг»?
(Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а беседы с мудрецами-философами о разных науках — в свое свободное время.)
2. ...существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают вселенная», «мир», «весь свет»?
(Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».)
3. ...в Древней Греции педагогами называли рабов, приставленных к ребенку?
(Да, причем даже не тех рабов, что учили ребенка, а рабов, которые отводили ребенка в школу и следили за его поведением.)
4. ...в старину «балбесом» называли ученика, который с запинками читал заданный урок?
(Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова — «балбес».)
5. ...требование учителя «знать назубок» восходит к тем временам, когда заставляли так превосходно затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов?
(Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. «Знать назубок» буквально означало «получать необходимые знания с помощью собственного зуба».)
6. ...когда в древние времена люди употребляли в обращении друг к другу выражение: «заруби на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека?
(Нет. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались «носом».)
7. ...четыре тысячи лет назад уже существовало мороженое, и делалось оно из риса?
(Да. Растертый рис взбивали с молоком и охлаждали. Это было одно из любимых блюд китайских императоров.)
8. ...порох изобрели для продления жизни?
(Да. Более тысячи лет назад китайский фармацевт изобрел рецепт, как он считал, «пилюль бессмертия»: две унции растертой серы и две унции растертой селитры, положить на сковороду, зажечь три стручка перца, затем

10. Станция «Ребенок и его права».
Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы.

Ситуация 1
В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной школой. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он рассказал о случившемся маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если кому-то что-то не нравится, — переходите в другую школу.
Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Ситуация 2.
Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав?

Ситуация 3.
Родители Васи часто выпивали, когда у них заканчивались деньги, они заставляли мальчика идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни,  вообще, это ребенок их, и они воспитывают его так, как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Ситуация 4.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, всё тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.

11. Станция «Портрет педагога»
Каждая историческая эпоха выдвигала образ своего педагога. Эти образы трансформировались на протяжении веков. И именно искусство скульптуры запечатлевало застывшие образы.
 В Новой Каховке в октябре 2015 г., ко дню учителя был открыт памятник учителю. На монументе высечены слова философа А. Маслоу: «Вся жизнь является обучение, и каждый в нем учитель и вечный ученик».
Ваше задание: за 2 минуты командам необходимо создать памятник педагогу:
- первобытнообщинного строя;
- Древней Греции;
- рыцарского средневековья;
эпохи Возрождения;
- эпохи Просвещения;
- эпохи СССР;
- нашего времени
Ведущий:
Подводя итоги нашого квеста, хотелось бы напомнить слова великого педагога А.С. Макаренко «Педагогічна майстерність – зовсім не проста  справа… Майстерність не являється якимось особливим мистецтвом, яке вимагає таланту, але це спеціальність, якій треба вчитися…Це необхідно для вихователя»

Литература:
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Электронный ресурс]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с. - Режим доступа http://psyoffice.ru/slovar-s179.htm - Загл. с экрана - Дата обращения: 08.11.2015.
2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Электронный ресурс]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.  – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml

Немає коментарів:

Дописати коментар